Аромапространство
Перечень ароматов
Оборудование
Аромаполиграфия
Пресса о нас
Арома-маркетинг: сделай прибыль ароматной
Ароматерапия и аромадизайн
Ароматизация воздушного пространства с целью привлечения клиентов
Ароматы и биоэнергетика
Ароматы по гороскопу
Вдыхая розы аромат
Где учат на парфюмера
Зачем и для чего
Использование масел
Как запах влияет на покупку
Области применения ароматизации
Обонятельный маркетинг
По году рождения ароматы
По знакам зодиака ароматы
Рекомендации по выбору ароматов
Роль носа в жизни человека
Соцопрос южноуральского университета
Что же там, в носу?
Контактная информация

 

Арома-маркетинг: сделай прибыль ароматной.

Обычно для привлечения внимания потребителя к той или иной продукции используются визуальные и аудиосредства. Но сегодня активно развивается арома-маркетинг - направление, использующее обоняние потребителя. Ароматы и запахи очень тесно связаны с эмоциями человека, поэтому, применяя их, можно быстрее обратить внимание клиента на товар прямо на месте продажи и увеличить объем продаж.
Ароматы и запахи тесно связаны с эмоциями человекаЗа рубежом арома-маркетинг существует уже более 20 лет, для России же это направление новое, сегодня этим бизнесом на российском рынке серьезно занимаются пять компаний.
Сначала основной акцент наша компания ставила на рестораны и кафе, как на потенциальных клиентов, - рассказывает Анна Джураева, руководитель отдела продаж компании "Кема Клаб". Теперь, спустя около двух лет, сфера деятельности наших клиентов стала очень разнообразной: это и магазины одежды, и ювелирные салоны, и бизнес-центры, и офисы, и салоны красоты, а также фитнес-клубы, боулинги, бильярдные. Интерес к использованию арома-услуг и "ароматной рекламе" в России возрастает с каждым днем, в том числе у крупных, достаточно известных сетевых компаний.
Арома-бизнес имеет несколько направлений. Одно из них - использование ароматов в брендинге. Другое - использование ароматов в ходе различных промо-акций. В том числе, когда рекламный стенд привлекает зрение, слух и обоняние покупателей. Особенно это актуально в торговле парфюмерией и средствами ухода, но может применяться и в торговле продуктами, а также любыми другими товарами и услугами. Нужно отметить такую развивающуюся технологию как арома-полиграфия, когда запахом покрывается печатная продукция. Согласно исследованиям в таком случае текстовой информации усваивается на 26% больше.
По статистике в результате использования приятных запахов пребывание покупателей
в магазинах увеличивается на 16%, готовность покупать - на 15%, импульсивные покупки – на 6%, отмечает Владимир Афанаскин, руководитель проекта "Бизнес-ароматизация" компании "Центр НИКСДОРФ". Актуально использование ароматов и при сезонном снижении продаж. В исследовании нашего клиента (сети супермаркетов) - сезонное снижение продаж в пяти ароматизированных магазинах на 2% меньше, чем в контрольных.
С помощью арома-маркетинга в торговых точках достигается множество целей. Как
рассказала Наталья Суркова, генеральный директор компании "Нижегородский Регион", арома-маркетинг - это избирательная ароматизация воздуха для увеличения объема продаж и положительного влияния на клиента. Он позволяет подчеркнуть статус заведения и создать фирменный стиль, сформировать благоприятную атмосферу для покупателей, выделить определенную группу товаров, улучшить восприятие потребителем качества товаров и услуг. Это приводит к ускорению роста объема продаж, стимулирует незапланированные покупки, увеличивает количество повторных посещений торговых площадей. Кроме того, арома-маркетинг позволяет повысить работоспособность персонала, внимание и точность в работе, решить проблему неприятных запахов.

Основная цель арома-маркетинга - использование ароматов для воздействия на целевую аудиторию через новый информационный канал - обоняние, говорит Ольга Щемелинова, генеральный директор компании "Аромамедиа". Создание неповторимой атмосферы при помощи арома-маркетинга в магазине позволит продавцу выделиться среди конкурентов, увеличить свой паблицитный капитал, дополнить свой бренд фирменным ароматом.

Привлечение и нейтрализация

Существуют различные средства ароматизации в торговых точках. Например, объемная ароматизация, когда в месте продажи той или иной категории товара формируется зона с приятным запахом. Ароматизация на полках с товаром направлена на конкретного покупателя, датчик движения приводит в действие ароматизирующее устройство, в результате чего посетитель, проходя мимо холодильника соков, чувствует запах апельсинов.

В розничных магазинах актуально выделение определенной группы товаров путем ароматизации отдельного участка, отмечает Наталья Суркова. Возможно создание благоприятной атмосферы во всем помещении одним ароматом. При этом подчеркивается индивидуальность магазина.

Как отметил Владимир Афанаскин, в торговых точках методами арома-маркетинга не имеет смысла продвигать продукты первой необходимости. А вот продажи кондитерских изделий, кофе, чая, фруктов имеет смысл стимулировать, и технологии ароматизации очень успешны. В Италии летом 2006 года применялась ароматизация точек продаж ветчины в вакуумной упаковке, не имеющей собственного запаха. В результате, рост продаж составил более 300%.

Ароматическое оборудование может быть использовано и для нейтрализации неприятных или неподходящих запахов. Например, запах квашеной капусты и соленых огурцов в отделе "овощи-фрукты" может быть заменен ароматом фруктов, в рыбном отделе неприятный запах может быть нейтрализован ароматом лимона.

Ароматическая стратегия

В разработке арома-концепции торговой точки необходимо соблюдать зональность. Разные торговые зоны имеют разное значение с точки зрения арома-маркетинга и наполняются разными ароматами.

В магазине достаточно большой площади, в частности, в супермаркете, нецелесообразно
осуществлять ароматизацию всего помещения, отмечает Владимир Афанаскин. Достаточно оснастить ароматическим оборудованием отдельные зоны некоторых категорий товаров. При этом оборудование должно быть размещено правильно, чтобы не допускать пересечения зон ароматизации и возникновения из-за этого совершенно неожиданных запахов.

Как рассказала Ольга Щемелинова, ароматическое оборудование нужно устанавливать уже у входа, потому что это зона приветствия. В зоне примерочных воздух желательно не только обогатить ароматом, но и почистить "нейтрализатором" - средством, позволяющим уничтожать любые нежелательные запахи. Если речь идет о торговом центре, то отдельно надо рассматривать зону отдыха и торговую зону.

Выбор оборудования, участвующего в арома-проекте, происходит на основании плана и габаритов помещения, наличия рабочей вентиляции и других показателей. Надо учитывать некоторые ограничения. Не рекомендуется распространять ароматы в зонах, где люди принимают пищу. Впрочем, ароматическое оборудование может быть использовано для рекламы таких зон. Как рассказал Владимир Афанаскин, в ряде ТЦ компания установила оборудование, распространяющее запах кофе, рядом с указателями, указывающими путь к кофейням. Посетители, почувствовав кофейный аромат, смотрели по сторонам и обнаруживали указатели. Многие из них тут же отправлялись за чашкой кофе. По словам владельца сети кофеен "Карамель", Олега Брагаря, количество посетителей увеличилось почти в полтора раза.

Достаточно сложно ароматизировать гипермаркеты. Большая площадь и высота потолков определяют значительный объем помещения, который трудно заполнить необходимыми ароматами. Кроме того, трудно прогнозировать перемещение потоков воздуха и соответственно управлять распространением ароматов в магазине. В гипермаркетах предпочтительней точечное воздействие, использование ароматического оборудования на отдельных полках и стендах по отдельным товарам.

В дискаунтерах другая проблема, - отмечает Владимир Афанаскин. - Сам формат предполагает минимум сервиса, что в российских условиях часто приводит к практически полному его отсутствию, поэтому на первом месте здесь стоит задача нейтрализации неприятных запахов.

Оборудование

По оценкам Ольги Щемелиновой, годовой бюджет арома-проекта варьируется от 800 до 20 тыс. евро. Цена на оборудование, предназначенное для ароматизации помещений, зависит от места применения, от страны-производителя, а также от результата, которого хотят добиться клиенты. Варьируется она от 10 до 30 тыс. евро. Средняя стоимость расходных материалов - арома-жидкости, картриджей, аэрозольных баллончиков составляет 15-30 евро.
Самое простое оборудование - автоматическое аэрозольное устройство на основе баллонов с ароматизаторами. Его стоимость 40 евро, стоимость расходных материалов - от 5 до 20 евро, площадь ароматизации - 10-15 кв.м. Обычно одного баллона хватает на 15-40 дней работы, рассказывает Владимир Афанаскин.
Устройство на основе ароматического геля стоит около 150 евро, расходный картридж 55 евро, площадь ароматизации - 50-60 кв.м картриджа хватает на срок от месяца до двух зависимости от интенсивности работы.
Стоимость диффузионного аппарата, работающего на ароматической жидкости, составляет 1150 евро, ароматический контейнер 120 евро, рабочая площадь - 150-250 кв.м, срок работы от 3 недель до 1,5 месяцев. Высокая цена на этого устройства обусловлена большой площадью покрытия, широким диапазоном ароматов (более 40 видов постоянно в наличии), кроме того, оно позволяет экономить на расходных материалах.
Ароматическое оборудование, встраиваемо в вентиляцию, может стоить от 1,5 тыс. евро до 7 тыс. евро, в зависимости от мощности. Объем ароматизированного воздуха при этом боле 60 тыс. м3/час. Если такое оборудование способно работать с несколькими ароматами, его цена доходит до 10 тыс. евро. Оборудование автоматически подает различные ароматы, в зависимости от времени суток, бодрящие утром, расслабляющие вечером.
Появление арома-маркетинга обусловлено конкуренцией, говорит Анна Джураева. Лет пять назад эта технология сделала свои первые шаги в России, сейчас она ступает на российском рынке уверенней. Уже нет того непонимания, появился интерес и даже необходимость.

Журнал "Мое дело магазин" 2007г. №1 (88) январь



 


"Новые Маркетинговые Технологии" 2007